Главная » Автомобильные путешествия » Путешествие в Крым от Татьяны Рублевой

Путешествие в Крым от Татьяны Рублевой

Татьяна Рублева из «Мир24» повествует о дороге из Москвы в Ялту:

Автомобильная поездка из Москвы в Ялту дарит путешественникам множество ярких впечатлений — и никаких огорчений.

Нынешняя поездка автомобилем в Крым для меня — далеко не первая. Но все предыдущие проходили по давно и хорошо известному маршруту через Белгород и Харьков, и на полуостров мы въезжали через Перекопский перешеек. В этом году, после присоединения Крыма к России, стало понятно, что прежний маршрут не годится — слишком много непредсказуемости и факторов риска. Поэтому решено было испытать новый путь — по трассе М4 «Дон» и потом на пароме через Порт-Кавказ и Порт-Крым в Керчь и дальше до Ялты.

Прокладка маршрута по картам «Яндекс» и Google дала очень странный результат. «Яндекс» посчитал, что на дорогу от Москвы через Краснодар до Порта-Кавказа уйдет почти сутки, если точнее — 23 часа 59 минут. «Гугл» то же расстояние предложил пройти на четыре часа быстрее — 19 часов 26 минут, причем свернув с федеральной трассы на региональную на полпути от Ростова до Краснодара. В реальности же путь из Новогиреево до площадки ожидания в порту занял (со всеми остановками и неожиданными блужданиями) чуть меньше 22 часов. И еще около шести часов — от Керчи до поселка Никита под Ялтой

М-4 ДОН путешествие Москва Крым Ялта трасса Дон

Первое и самое сильное впечатление от трассы М-4 «Дон» — что на всем протяжении от Москвы до Ростова-на-Дону она остается именно автострадой. Разве что в южной части Воронежской области, ближе к границе с Ростовской, двухполосная дорога с разделительной полосой на время становится однополосной — но и ту активно реконструируют. «Мигрирующих» зон перманентного ремонта, как на трассе М-2 «Крым», тут не найти. Но так же трудно найти и место для отдыха вне специально отведенных площадок. Просто в сторонку, как на М-2, тут не съедешь — либо крутись по развязкам, либо ищи площадку для отдыха. А они, хотя и достаточно часты — каждые 12-15 км, все-таки не слишком привлекательны. Из плюсов — непременные санитарные удобства и достаточно большая площадь. Из минусов — отсутствие всякой тени, большое количество большегрузных автомобилей и неизбежный мусор.

Еще одно сильное впечатление от трассы — это платные участки. Не то, чтобы они сильно отличались по качеству асфальта или оборудования от бесплатных — тут скорее нужно говорить о разнице между автострадой и автодорогой. Главное преимущество — скорость: на платных участках легковушки могут разгоняться до 130 км/ч, а на деле почти до 150-ти.

Первый пункт оплаты проезда встречает нас на 48-м километре дороги. И сразу — приятная неожиданность: ночной тариф на проезд, который действует с полуночи до семи часов утра, составляет всего 10 рублей за легковой автомобиль! Правда, это своего рода приманка: дальше тарифы все-таки выше. Но не намного, к тому же тарификация там другая: ночь — с 21.00 до 9.00, день — наоборот. Нам повезло проехать все платные участки до девяти часов утра. И это, пожалуй, хороший способ сэкономить, о котором стоит помнить тем, кто будет планировать такой же маршрут.

М-4 ДОН путешествие Москва Крым Ялта трасса Дон

Второй участок — с 225 по 260 км (в обход города Богородицка) — 30 рублей по ночному тарифу, третий (287 по 321 км, в обход Ефремова) — те же 30 рублей, четвертый (330-414 км, в обход Ельца) — 85 рублей, самый дорогой. Наконец, пятый, последний участок, с 416 по 464 км, в обход Задонска и села Хлевное — 50 рублей. Получается, за все мы заплатили 10 + 30 + 30 + 85 + 50 = 205 рублей. Весьма небольшая плата за скоростной проезд по широкой дороге с хорошим асфальтом и без необходимости выискивать возможности для обгона неторопливых большегрузов!

М-4 ДОН путешествие Москва Крым Ялта трасса Дон

Бесплатные участки трассы М-4 тоже не вызывают нареканий. К тому же (наверняка эта информация будет немаловажной для тех, кто путешествует с детьми) на них очень просто найти туалеты: они расположены на каждой автобусной остановке, да к тому же дорожные знаки заранее предупреждают о них. Ничего сверхестественного от этих заведений ждать не стоит, их главный плюс — сам факт их существования.

И пусть скорость на бесплатных участках ниже — как того и требуют правила 110 км/ч — проходятся они легко. Дорога имеет, как правило, две полосы, и нет никаких трудностей с обгонами. Дорожная полиция тоже не беспокоит. Стационарных постов на М4 немного, да и те сконцентрированы, в основном, в ее южной части, от Воронежской области и дальше. Водителей, насколько можно судить, зря не дергают: на каждом посту — одна, максимум две машины, с хозяевами которых разговаривают инспекторы. Что примечательно: за всю дорогу нам не раз встречались машины с украинскими номерами, но ни одну из них мы не видели остановленной на постах!

Конь-Колодезь, «Добрынюшка» и воронежский креатив

Единственный существенный минус хорошей автострады — недостаток попутных впечатлений. Она запоминается разве что платными участками, придорожной инфраструктурой и встречающимися по пути топонимами. Такими, например, как речка Красивая Меча и село Конь-Колодезь в Липецкой области. Или, скажем, речка Кундрючья в северной части Ростовской области: спустившись к ней и спрятавшись в тени моста, по которому реку пересекает автострада, мы с удовольствием вскипятили чай на газовой горелке и отдохнули.

Что касается придорожной инфраструктуры, то она не балует разнообразием названий. Запомнилось разве что встретившееся в Тульской области большое кафе (и при нем гостиница) «Добрынюшка», удивительным образом перекликнувшееся с чуть ранее встреченной «Рябинушкой». В основном, инфраструктура ориентирована на водителей-дальнобойщиков. И будь у нас не малютка «Матиз», а тяжеловоз типа MAN или Volvo, мы бы легко нашли на всем протяжении дороги и автозапчасти к ним, и места, где их могли бы заменить. А также придорожные магазины и мастерские по продаже и установке тентов, обтекателей и прочих приспособлений, названия которых мало что говорят простому автолюбителю, но наверняка радуют сердце настоящего дальнобойщика.

Такой же таргетированной остается и придорожная реклама: в основном услуги для дальнобойщиков и автотуристов. Приятное и неожиданное разнообразие внесли только рекламщики Воронежской области, где большинство бигбордов занято социальной рекламой. Вверху плаката — цитата из ПДД или требование, типа «Движение без остановки запрещено» или «Пристегните ремни». А ниже… гордое сообщение, что Воронежская область входит в число лидеров по надоям и росту поголовья рогатого скота, является территорией промышленного взлета или территорией комфорта. Правда, на десятом плакате изыски местных рекламщиков перестают вызывать интерес, а на двадцатом — начинают слегка раздражать, но забыть их уж точно не получится. А чего еще требовать от рекламы?

Пробка как повод для экскурсии

Беспроблемное и даже однообразное движение по трассе М-4 «Дон» разительно меняется на подъезде к Ростову-на-Дону. Завидев издалека дорожный указатель, извещавший, что через 2 км нас ждет съезд направо — на развязку, ведущую М-4 в обход областного центра — мы и не предполагали, что встрянем в затор. Такие раньше если и встречались нам, то разве что в Москве в дни транспортных коллапсов, где-нибудь на МКАД или на Третьем кольце. Как оказалось, на автостраде спешно ремонтируют все основные развязки и мосты, а в самом городе на ремонт закрыты многие улицы и один из двух основных мостов через Дон.

Но нет худа без добра! Попытка объехать затор через город превратилась в незапланированную экскурсию по Ростову. Навигатор, которому мы вверили свою судьбу, провел нас через старые городские кварталы, заставив неторопливо (ограничение скорости — 40 км/ч, да и асфальт не позволяет ехать быстрее) проезжать мимо бывших купеческих и мещанских особнячков. В какой-то момент дорога уперлась в городскую набережную, заполненную нарядными одиннадцатиклассниками. Залитая мягким предвечерним солнечным светом толпа колыхалась и шумела, скрывая за собой гладь реки. Разглядеть Дон удалось только с нового моста, на который нас вывела недавно открытая развязка. Удобная и логичная, она, тем не менее, выглядела чужеродной среди облупившихся кирпичных фасадов — вот они-то как раз были на своем месте!

Кубанские радости

Дорога от Москвы до Ростова-на-Дону — это один из трех характерных отрезков, на которые можно разделить общий маршрут этой поездки. Второй отрезок — участок от Ростова до Порта-Кавказа. Собственно, он начинается даже не от Ростова, а чуть дальше, за печальной знаменитой станицей Кущевская, где можно свернуть на региональную дорогу, объезжая Краснодар и сокращая маршрут километров на 60.

Съехав с автострады, быстро понимаешь, почему Кубань называют всероссийской житницей. Такие бескрайние поля нечасто встретишь, а уж видеть, как любовно и тщательно их обрабатывают, как много сил вкладывают кубанцы в свою землю, мне доселе не доводилось. И уже не удивляет, что в обычной станице Ленинградская вдруг натыкаешься на современнейший плавательный центр, в котором явно не один бассейн, а на улицах почти не встречаешь не то, что старых отечественных — даже старых импортных автомобилей.

Другое, не менее сильное впечатление от кубанской дороги — это изобилие рек, речек и речушек. Причем большинство из них носят весьма заковыристые, непривычные уху и глазу названия: Бейсуг (и два его притока — Левый и Правый Бейсужики), Куго-Ея, Сосыка, Средняя Челбаска, Кирпили, Понура … Кажется, будто каждая станица, каждое село непременно стоят на речке или реке, а между ними — поля, поля, поля.

Чуть позже, когда дорога, миновав Тимашевск и Славянск-на-Кубани, приводит тебя к Таманскому полуострову, обращаешь внимание на низкие, подтопленные поля по краям шоссе, отгороженные от обочин высокими валами. Это рисовые чеки: Тамань является одним из основных поставщиков риса на внутренний рынок России. А еще удивляет обилие лаванды по обочинам: похоже, ее тут высаживают в качестве живой изгороди. Лаванда распространяет в вечернем, уже чуть прохладном воздухе неповторимый аромат, настолько сильный, что приходится напоминать себе: и этот запах, и пейзаж вокруг кажутся донельзя крымскими, но до Крыма еще надо доехать, а потом и доплыть.

Кубанские и таманские дороги запоминаются еще одной характерной особенностью: они очень извилисты, а почти все перекрестки — круговые. Но надо отдать должное кубанским дорожникам (которые со специальных придорожных щитов без устали благодарят автотуристов за чистые обочины): указатели содержаться в полном порядке, и доехать до Темрюка — границы Таманского полуострова — не составляет труда и без навигатора. Хотя запомнить маршрут по названиям населенных пунктов непросто: топонимы типа Старонижестеблиевская в голове никак не хотят задерживаться.

Но вот Темрюк позади, и в воздухе все отчетливее пахнет Азовским морем: его горьковатый, насыщенный сильным запахом соли и водорослей запах с черноморским никак не спутать. Вскоре в густых сумерках замечаешь более светлую полосу справа — вот оно, море! Значит, теперь и до Порта-Кавказа недалеко… Но последние шестьдесят километров растягиваются, как резиновые, пока, наконец, внезапно не появляется из темноты указатель «Морвокзал». Именно тут и нужно поворачивать направо тем, кто торопиться на керченский паром.

Берег левый, берег правый

Миновав пост ГИБДД на въезде, мы упираемся в хвост автомобильной очереди метров за 200 от шлагбаума, за который партиями пропускают автомобили, едущие в Крым. Очередь выстроена в два ряда, как можно теснее: работники паромной переправы, постоянно обходящие ее, просят оставлять минимальный интервал между машинами. Странная просьба объясняется очень просто: когда партия счастливчиков минует шлагбаум, очередную отсекают в строго определенном месте так, что длина новой партии строго соответствует длине автомобильной палубы следующего парома.

По встречной полосе в направлении переправы никто никуда не торопится, этим отличались, как говорят, только дни первомайского транспортного кризиса на переправе. Там пропускают только рейсовые автобусы, везущие обладателей «единых билетов» — поезд-автобус-паром-автобус. Единственная машина, при нас подъехавшая в обход очереди — иномарка со знаком «Инвалид за рулем», в багажнике которой виднеется инвалидное кресло. Внимательно изучив документы, полицейские пропускают ее к парому — так, как этого и требуют правила. Такими же правами тут пользуются ветераны, а также семьи с детьми до года включительно.

Как только наша машина попадает в партию, которая ждет очередного парома, вдоль очереди проходят сотрудники администрации порта — выдают посадочные талоны. С этим талоном нужно дойти до кассы, отдать вместе с ним документы на всех пассажиров и на саму машину, заплатить за переправу — и ждать, пока начнется посадка на паром. За легковой автомобиль и двух человек мы отдаем 1514 рублей. Из них 1190 рублей — это стоимость провоза машины (длиной, правда, только до 4,2 м), плюс по 162 рубля — за каждого взрослого пассажира. Дети от 6 до 12 лет едут по половинному тарифу, те, что младше — и вовсе бесплатно, но документы в кассе надо подавать на всех.

Купленные билеты предъявляем молодому человеку с бейджиком контролера у ворот причала, которые распахивают, когда паром готов принять очередную партию пассажиров и автомобилей. За воротами — бывший таможенный пост, на котором каждую машину останавливают, просят открыть багажник и задают стандартные вопросы о наличии запрещенных предметов. Никакого серьезного осмотра нет, таможенники расслаблены и охотно шутят с автомобилистами. Правда, человека наивного эти шутки могут и напугать. Прямо перед нами останавливают и осматривают «Газель», фургон которой набит однотипными заклеенными красным скотчем коробками с товаром. Внезапно полноватая улыбчивая сотрудница таможни говорит водителю грузовичка: «А теперь давай все коробки по одной выгружай вон туда» — и показывает рукой куда-то под навес. Несколько секунд оторопи — и таможенники принимаются хохотать, сквозь смех выдавливая: «Да ну, ты смотри, поверили!..».

В Порт-Кавказ мы приехали к 23.00, а в 0.30 паром «Ейск» отваливает от стенки. Первым у съездной аппарели стоит рейсовый автобус с крымскими номерами: часть его пассажиров поднялась на надстройку по бокам автопалубы, а остальные продолжают дремать в салоне. Паром разворачивается, дрожь под ногами усиливается, и вот уже мимо бортов проплывают створовые огни порта — красный слева и зеленый справа. Через несколько минут такие же огни становятся заметны и впереди, на крымском берегу. Слева по курсу тянется цепочка ярких огоньков — это Тамань, за которой с некоторым промежутком начинается новая — это Керчь. Между ними — черный провал: это выход в Черное море.

Полчаса пролетают незаметно, и вот мы уже съезжаем на бетон причала Порта-Крым. Надписи почти все пока еще на украинском, в том числе и транспарант на домике, возле которого стоят полицейские. Надпись «Полиция» на спинах не оставляет сомнений: это — именно она, а не украинская милиция. Да и никакого пограничного, таможенного или какого другого контроля нет, хотя характерные желто-черные вертикальные столбы в выездных воротах напоминают, что еще два месяца назад он тут был.

М-4 ДОН путешествие Москва Крым Ялта трасса Дон

Керчь встречает нас полной темнотой — на улицах почти нет горящих фонарей. В Крыму так было последние 10 лет почти везде, разве что курортные центры типа Ялты или Алушты последний десяток лет ярко освещены по ночам. Но в Керчи это особенно некстати: дороги тут сильно разбиты, и даже дальний свет не всегда спасает от внезапно появляющихся под колесами ям.

Тем, кто впервые попадает в Крым, да тем более ночью, лучше не пользоваться подсказками интернет-сервисов, выводящих на самую короткую дорогу. Прибрежное шоссе от Керчи до Алушты — дорога непростая: горный серпантин с резкими перепадами высот, узкий и неосвещенный. Новичкам лучше ехать через Симферополь: пусть дорога до него от Керчи освещена не лучше, но она прямее и ровнее, да и чуть шире. А уж от Симферополя до Ангарского перевала и вовсе ведет двухполосная автострада, на которой левая полоса полностью отдана легковым автомобилям.

Зато и тех эмоций, которые может подарить прибрежная дорога, там не найти. Ни внезапно открывающихся под первыми лучами солнца долин по обе стороны шоссе, ни пустынных галечных пляжей в районе Морского и Рыбачьего, на которых так приятно купаться на рассвете. И пусть эта дорога занимает не три, а все пять часов — они того стоят. Потому-то и не хочется рухнуть спать сразу, как только машина разгружена. Адреналина хватает, чтобы успеть налить себе чашку чая или портвейна, выйти на балкон — и увидеть, как сверкает на майском солнце черноморская гладь, по которой уже скользят первые яхты…

М-4 ДОН путешествие Москва Крым Ялта трасса Дон

Немного статистики

Все эти эмоции замечательны, скажет читатель, но где же привычная для путевых заметок содержательная информация? Вот она.

Автомобиль — Daewoo Matiz II, экипаж — два человека, груз — один большой рюкзак, два городских, две хозяйственные сумки и некоторое количество пакетов с едой и нужными в дороге мелочами.

Время выезда из Москвы: 1.30 в субботу, 24 мая. Время прибытия в Порт-Кавказ — 23.00 в субботу, 31 мая. Время прибытия в Порт-Крым — 01.00 в воскресенье, 1 июня. Время прибытия в Никиту — 7.00 в воскресенье, 1 июня. Итого общее время в дороге — 29 часов 30 минут, из которых на отдых, короткие остановки и очередь на паром пришлось около четырех часов.

Общий километраж поездки, с учетом объезда через Ростов-на-Дону — 1920 км. Из них 1670 — по материковой России, остальное — по территории Крыма.

За время дороги было пять заправок: первая — перед выездом из Москвы, затем три на автостраде М-4 «Дон» и последняя — в Темрюке. Каждый раз заправлялись до полного бака, в среднем на 25-30 л. Средняя цена на 92-й бензин на автотрассе М-4 «Дон» — 31-32 рубля за литр, в Крыму — 36-38 рублей за литр.

В течение всего маршрута использовался GPS-навигатор с картами, обновленными по состоянию на февраль-март 2014 года. При этом многие ремонты дорог, особенно в Ростове-на-Дону и в его окрестностях, на этих картах не отмечены, поскольку начаты явно позже.

Источник: mir24.tv

Опубликовано 09.06.2014 | Просмотров статьи: 1394